Такелажные работы
Совокупность различных операций по перемещению машин, аппаратов или отдельных узлов и по установке их на отметку монтажа называется такелажными работами. В зависимости от вида оборудования такелажные работы в Павлово составляют от 50 до 80% объема всех монтажных работ. Наиболее трудоемкими в такелажном отношении являются бутылкомоечные машины, молокохранильные танки, распылительные и вальцовые сушилки, паровые котлы.
Перед началом такелажных работ необходимо уточнить количество единиц, вес и габаритные размеры монтируемого оборудования, а также основные технические данные (грузоподъемность, высоту подъема и т. д.) монтажного оборудования, механизмов и приспособлений, состояние подъездных путей и т. д. Правильное и безопасное проведение такелажных работ возможно только при соответствующей их подготовке высококвалифицированными рабочими.
Горизонтальное перемещение грузов
С заводов-изготовителей до станции назначения оборудование, как правило, перевозят железнодорожным транспортом. Разгрузка и погрузка на транспорт заказчика производится средствами железной дороги или заказчика. Оборудование от станции до строительной площадки перевозят тракторами на санях, автотранспортом или тягачами, которые должен обеспечить заказчик. С автотранспорта на рампу его разгружают на катках. Внутри здания грузы горизонтально перемещают погрузчиками, лебедками или на катках.
Тяговое усилие тракторов, лебедок и других машин и механизмов устанавливают по паспортным данным или по справочным таблицам.
При горизонтальном перемещении грузов необходимо длину троса или стальных тяг (при перевозке на санях) выбирать с учетом маневренности применяемого транс-, порта и устойчивости транспортируемого груза. Перемещение грузов по наклонной плоскости. При погрузке и разгрузке автотранспорта, при подъеме оборудования на фундаменты и при транспортировке его через транспортеры и другие препятствия в процессе реконструкции действующего предприятия грузы перемещают по наклонной плоскости. Угол между наклонной плоскостью и горизонталью не должен превышать 15°. Наклонные плоскости изготовляют из бревен, деревянных брусьев, стальных балок (двутавр, швеллер) или рельс достаточной прочности. В качестве грузоподъемных механизмов применяют блоки, тали, полиспасты и лебедки.
Во избежание соскальзывания балки нижними концами должны закрепляться свайными анкерами или упираться в строительные конструкции (стены, колонны) здания. При подъеме или спуске груза рабочие должны находиться по обе стороны наклонной плоскости. Движение груза должно быть равномерным.
Вертикальное перемещение грузов
Оборудование на железнодорожный и автотранспорт грузят с помощью козел или виселиц с закрепленными на них талями; на междуэтажные перекрытия и антресоли его поднимают с помощью мачт, а на фундаменты — с помощью козел, талей и домкратов.
При подъеме груза производят его строповку, т. е. подвешивание к крюку грузоподъемной машины или механизма. Строп с грузом соединяют обвязыванием (в случае применения универсального стропа) или зацеплением ветвями стропа за салазки под оборудованием, ложные фланцы (бутылкомоечные машины), грузовые винты (электродвигатели), проушины (танки) и другие приспособления.
На ящике упаковки оборудования часто указывается направление расположения ветвей стропа и центра тяжести груза, а также направление «верх» и особые отметки (боится влаги, не бросать, огнеопасно и т. д.). При подъеме груза стропами необходимо ветви стропа крепить за надежные массивные части груза; между ветвями и острыми углами оборудования помещают деревянные подкладки. Длина каждой ветви стропа должна быть такой, чтобы угол между ветвью и вертикалью не превышал 60°, а между ветвями стропа — 90°. Грузовой крюк располагают приблизительно над центром тяжести поднимаемого груза. Затем при необходимости обвязки груза выбирают узел соответствующего типа. Следует избегать перекручивания ветвей стропа. При подъеме особо тяжелых грузов производят пробный подъем на высоту 30—50 см для проверки состояния узлов и петель, уравновешенности груза и равномерности натяжения ветвей стропа. Равномерность натяжения проверяют во время пробного подъема нажимом рукой на середину каждой ветви стропа. Подъем должен быть непрерывным, плавным, равномерным. Для предотвращения качаний и вращения груза к не^у крепят оттяжки из тонкого стального троса или пенькового (капронового) каната, нижний конец которого удерживают вручную или лебедкой.
При этом тяговое усилие лебедки должно быть направлено горизонтально, для чего применяют направляющие блоки, расположенные не ближе 20 длин барабана лебедки и против его середины. Это уменьшает напряжение в канате и увеличивает его долговечность.