Новая музыка
Почему люди тяжело воспринимают новую музыку? Музыкальное восприятие человека – вещь очень консервативная. Большинству из нас нравятся только те произведения, которые уже хорошо знакомы. А по-настоящему своей мы считаем только ту музыку, на которой выросли. Поэтому, например, народную музыку других стран мы можем слушать для развлечения или для интереса, но не можем в полной мере ее прочувствовать.
А с классикой как? Примерно так же: подсознательное отторжение незнакомого действует и в классической музыке. Но речь идет не столько о конкретных произведениях, сколько о канонах, по которым пишется музыка в то или иное время.
Зачем тогда нужна новая музыка? Потому что в отношении музыки действует принцип, который можно назвать «социальным заказом». То есть публика платит только за ту музыку, которая в данный исторический момент кажется ей привычной, благозвучной и уместной.
Почему публика все равно предпочитает Шопена и Чайковского, а произведения 20-го века боязливо обходит стороной? К началу 20-го века ситуация изменилась: композиторы сами стали диктовать публике свои условия и пытаться формировать ее вкусы и предпочтения. Чтобы публика могла воспринимать новаторскую музыку, в ней должно быть хоть что-то знакомое.